ЗРР и ЗПРР

ЗРР – задержка речевого развития

ЗРР – проявляется достаточно рано, первые признаки можно наблюдать еще до года. Ребенок не гулит, не лепечет. Или гуление и лепет сильно запаздывают, маловыразительны, плохо интонированны.

Что должно быть в норме:

  • В 1,5 года у ребенка должен быть словарь, слов 20-50, ребенок достаточно хорошо понимает речь, может показать бытовые предметы, игрушки, части тела.
  • В 2 года словарь достигает 200 слов, появляется просая фраза (2-3 слова).
  • В 3 года словарь достигает 800 слов. Ребенок общается развернутой фразой.

Несколько мифов, «благодаря» которым родители упускают столь драгоценное время начала коррекции:

  • Мальчики позже начинают говорить-миф!
  • Пойдет в сад, заговорит-миф!
  • Сейчас все начинают говорть позже-миф!
  • Сделай вид, что ты его не понимаешь, заговорит-миф!
  • До 5 лет молчал, потом заговорил предложениями-миф!
  • Невролог полечит, заговорит-миф!

Задержка речевого развития чаще всего бывает вызвана патологией беременности и родов. Часто таким малышам ставят диагноз ПЭП (перинатальная энцефалопатия), ММД (минимальная мозговая дисфункция). По нашим многолетним наблюдениям, на одном только неврологическом лечении ребенок говорить не начинает. А вот интенсивная логопедическая работа часто и без лечения приносит желаемый результат. Но, конечно, учитывать рекомендации врача нужно обязательно! Конечно, каждый ребенок индивидуален и бывает по разному, но уже много лет видя детей, родители которых приводят 4-5 летних неговорящих детей, оправдываются каким-то одним или несколькими мифами (из вышеперечисленных), я с сожалением и горечью рассказываю о последствиях задержки речевого развития.

Далеко не всегда можно «запустить» речь ребенку 5 лет. И в возрасте 4-5 лет это уже не ЗРР, это алалия. К 5 годам неговорящий ребенок становится вторично умственно отсталым и ему положена группа инвалидности.

Поздно начавшие говорить дети, как правило, имеют сложности в освоении школьных навыков, письма, в частности. Речь- это показатель развития ребенка и часто такие дети приобретают еще и диагноз ЗПР (задержка психического развития). Вообщем, позднее появление речи влечет за собой целый комплекс проблем. Поэтому, за появлением речи нужно наблюдать очень внимательно. И занятия лучше начать раньше, чем позже!

ЗПРР – задержка психоречевого развития

Задержка речевого развития затормаживает и развитие психическое. Речь это продукт мышления. В большинстве случаев, ребенок неговорящий или говорящий несоответственно возрасту начинает недопонимать речь, в следствии чего и формируется задержка психического развития. Ошибочно думать, что неговорящий ребенок абсолютно все понимает! Ребенок в норме активно интересующийся внешним миром, постоянно задает вопросы Что это? А зачем? Почему? А что потом? И, получая ответы, расширяет представления об окружающем. Ребенок же с речевыми нарушениями не имеет возможности удовлетворить свое любопытство и получить ответы на свои вопросы. Он знает только то, что ему сказали, назвали взрослые. Таким образом, ребенок начинает отставать от возрастной нормы.

Есть дети достаточно хорошо говорящие, но всеже имеющие признаки ЗПРР. Речь такого ребенка будет аграмматична (ОНР 3), фраза, как правило короткая, ответы односложные, пререссказ и составление рассказа идет с трудом. Ребенок не видит логической связи, не может установить последовательность событий, не выделяет существенных признаков. ЗПРР может быть обусловлена двумя факторами. Врожденным и приобретенным. Врожденный- при патологии беременности и родов, проблем со здоровьем в первый год жизни ребенка. Проявляется ЗПРР, как правило, еще до года. Ребенок слабо реагирует на внешние стимулы, гуление и лепет задержаны или недостаточно выраженны, ребенок долго может находиться в одиночестве, родители обычно говорят, что « у нас очень самостоятельный ребенок». Такие дети часто имеют признаки СДВГ. Это синдром гиперактивности и дефицита внимания. Ребенок может быть часто или двигательно возбужден, имея при этом непродуктивную двигательную активность или, наоборот, двигательно заторможен, вял, пассивен, слабо интересующимся внешним миром. И в том и в другом случае, познавательная активность ребенка снижена. Часто при ЗПРР наблюдаются моторные нарушения. Дети бывают неуклюжими, неловкими, плохо координированными.

Вторая причина ЗПРР-это социальная депривация. В основном, встречается у детей по разным причинам испытывающих недостаток общения и впечатлений, как например в домах малютки и детских домах. Так, ребенок с сохранным интеллектом, недополучающий достаточной сенсорной стимуляции, начинает отставать в развитии, что в конечном может привести к ЗПРР.

Коррекцию ЗПРР нужно начинать как только были замечены первые признаки нарушения!

Содружественно работают несколько специалистов достаточно длительное время, часто не один год: логопед, нейропсихолог, невролог. Надо сказать, что только при граммотном, комплексном подходе можно преодолеть это непростое состояние.

Фрагменты занятий детьми с ЗРР и ЗПРР:

Видео-фрагменты занятий